Стереотип: что это такое?

Стереотип: что это такое?

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематичный образ кого- и чего-либо. Это может быть социальная группа, общность или отдельный тип людей. Стереотип распространяется на всех членов этой группы, независимо от реальных качеств и поведения.

Понятие «стереотип» пришло в социологию из типографского дела, где так называлась большая печатная форма для набора текста. Как и форма, применявшаяся к большой площади печатной полосы, так и современное толкование слова «стереотип» предусматривает распространение свойств большинства предметов из группы на всю группу без исключения. Иногда такое стереотипное мышление бывает опасно.

Как возникают стереотипы?

Формирование стереотипов связано с познавательной деятельностью человека. Общаясь с окружающим миром, человеку проще создать в своем сознании несколько обобщенных групп людей и причислять каждую из новых встреченных личностей к одной из этих групп по какому-либо простому признаку, чем изучать нового индивида полностью. При этом ограниченность информации в создании такой классификации не учитывается. Часто стереотипы возникают относительно какой-либо группы лиц, например, по критерию профессии. Тогда всем представителям этой профессии приписываются стереотипные черты характера.

Стереотипы создаются веками, передаются из поколения в поколение, поэтому со временем воспринимаются как реальность. Есть поверхностные стереотипы, которые посвящены определенному народу или обществу. Они развеиваются после поступления более адекватной информации или стабилизации ситуации в обществе. Есть также глубинные стереотипы, которые не могут измениться с коротким промежутком времени и мешают адекватному восприятию реальности.

Стереотип: что это такое?

Виды стереотипов

Классификация здесь носит очень условный характер, поскольку стереотипная группа может сформироваться вокруг любого из признаков людей, входящих в эту группу. Например:

  • возраст («Молодежь совершенно не читает книги»);
  • пол («Все мужчины — сволочи»);
  • раса («Японцы на одно лицо»);
  • религия («Ислам — очень жестокая религия»);
  • национальность («Все цыгане — воры»);
  • внешность («Блондинки глупые»).

Стереотипная информация предстает в наиболее упрощенной форме, и как только перед человеком возникает факт, не соотносящийся с этой простой схемой (например, блондинка — лауреат Нобелевской премии), человек оказывается дезориентирован.

Стереотип: что это такое?

Динамика стереотипов

Зачастую противостоять стереотипам очень сложно. Они накладываются на наше восприятие еще до того, как воспринятые факты попали в мозг. По сути, стереотип играет роль фильтра, который мешает адекватному восприятию реальности.

Когда личный опыт человека входит в конфликт со стереотипом, тут возможны два варианта развития событий. Если человек утратил гибкость мышления, то воспринятое им противоречие может быть либо проигнорировано им, либо стать подтверждением существующего правила. Если же личность готова думать и сохранила чувство любопытства, то несоответствие опыта знания входят в диссонанс и меняют картину мира.

Комментарии